Зачем рыбаку GPS?
Целесообразна ли затрата на покупку навигатора GPS? Об этих хитрых приборах можно узнать из научно-популярных журналах, да и то, в основном, в применении к дорогим автомобилям с предустановленной системой Map-GPS.
Сомнения в необходимости данного прибора оставались, пока все не решили несколько поездок на Ладогу. Тек, кто бывали там, понимают, что это не только поражающее своими размерами озеро, но и водоем, отличающийся сложным рельефом дна: с перепадами глубин от десятков и даже сотен метров до обширных мелей и далеко выдающихся каменных гряд. В 5-10км от берега можно налететь на банки с глубиной 0.5метра, хотя в сотне метров эхолот покажет безопасную для плавания глубину в 5метров. Кроме этого, Ладога печально известна резкими сменами погоды - полный штиль может через час обернуться штормом, внезапно может все затянуть дымкой или туманом.
Мы с приятелем решили порыбачить на острове Птином, недалеко от Дубно, его еще называют «Меккой всех питерских рыболовов» и это одно из немногих мест, где можно надеяться на хороший улов (здесь щук в 1,5кг завсегдатаи тех мест называют “шнурками”). А все из-за того, что добраться туда можно только по воде, проделав путь в 30км в одну сторону. Есть три маршрута:
1. выйти через устье реки Волхов и напрямик Ладогой к острову, но редко кто ходит этой дорогой - из-за сильной волны
2. проплыть по Ново-Ладожскому каналу до Дубно и пройти 6км открытой Ладогой - это самый длинный, но относительно безопасный путь
3. пройти 4.5км по Ново-Ладожскому, затем через протоку “7-ой километр” (она длинной в километр и шириной 3-5 метров) выйти в озеро и дальше вдоль берега идти к острову – это самый короткий, но запутанный путь.
Когда начинает петлять протока, начинаешь замечать - где кончается берег, а где начинаются тростниковые плавни шириной в несколько сот метров. Стоит постараться запомнить место, которое предстоит найти вечером на обратном пути, ведь только при свете солнца все береговые ориентиры (трубы промышленных предприятий и приметные высокие деревья на берегу) отчетливо видны. Рыбалка оказалась удачной – более двух десятков неплохих щук попались на крючок. Полдень давно миновал и пора было ехать домой. По озеру прошли нормально, но потом начались неприятности: на “вход в протоку” ушло 50 минут вместо 5 запланированных, потому что изменилось положение солнца, чуть стемнело и все предстало в другом свете. Кроме того, из протоки в озеро путь прост и понятен - озеро одно, большое, и его видно издалека. А пред нами предстали много углублений и проток в стене камыша и все из кроме одного, нужного нам, оканчивались тупиком. Нам пришлось проламываться на лодке через тростник в очередную протоку, из которой приходилось кормой вперед выбираться обратно. В конце концов вход нам подсказали местные рыбаки - он был в 50метрах от нас. Именно в этот момент я впервые подумал о возможной практической пользе от навигатора GPS.
Второй раз я задумался о необходимости покупки в следующую поездку на Птиный. Мой приятель был экипирован по последнему слову науки и техники: его катер был оборудован мощным двигателем, эхолотом и навигатором. Мы собирались отправиться от поселка Новая Ладога по реке Волхов, потом – через Варецкие банки на Ладоге и доплыть до острова Птиный. Обратный путь: остров Птиный, потом Дубно, затем Ново-Ладожский канал и наконец – поселок Новая Ладога. Отойдя от причала, Сергей включил свой навигатор Garmin-12, потом нажал несколько кнопок и начал движение, поглядывая вперед (чтобы не налететь на топляк или рыбачьи сети) и на экран навигатора, на котором жирная стрелка указывала нужное направление. Из устья Волхова мы пошли метров на 800 прямо, следуя указаниям навигатора, а потом свернули влево. Своим достаточно сильным течением, выносящим тонны песка, Волхов создал далеко выдающуюся в Ладогу косу, над которой во время отлива лучше не ходить. Обходя многочисленные рыбацкие сети, мы двинулись на Варецкие банки. Именно в этой поездке у меня появилась возможность самому посмотреть, попробовать - что из себя представляет навигатор GPS. Здесь не лишним будет обратимся к технической информации, производящих оборудование для систем спутниковой навигации, корпораций Garmin и Magellan.
Техническая информация
Global Positioning System (GPS) - это спутниковая навигационная система (известная также под другим названием - NAVSTAR), состоящая из 24 спутников, работающих в единой сети и находящихся на 6 орбитах высотой около 17 тыс. км над поверхностью Земли. В феврале 1978г был запущен первый GPS-спутник.
Спутники постоянно движутся со скоростью около 3 км/сек и совершают два полных оборота вокруг планеты менее чем за 24 часа. Вес спутника - более 900кг., а размер около 5м (с раскрытыми солнечными батареями). Мощность радиопередатчика 50 ватт. Передаются сигналы на 3-х частотах. Гражданские GPS-приемники используют частоту “L1″, равную 1575.42 МГц. На борту каждого спутника установлены часы, обеспечивающие точность 10-9 сек. Примерное время работы спутника в космосе - примерно 10 лет (по мере необходимости изготавливаются и запускаются на орбиту новые спутники). Спутники GPS принадлежат министерству обороны США и их работа профинансирована налогоплательщиками США минимум до 2006г. Для всех пользователей услуги GPS предоставляются бесплатно.
Орбиты спутников располагаются примерно между 60 градусами северной и южной широты, благодаря этому сигнал от хотя бы некоторых спутников может приниматься повсеместно в любое время. Даже на полюсах можно “увидеть” спутники. Это лишь немного повлияет на точность.
Одно из важнейших преимуществ GPS – всепогодность:
независимо от того, для каких целей вы используете навигацию, GPS-приемник готов показать ваше местоположение - и именно тогда, когда вам это надо.
GPS-спутник передает определенную информацию, которую получает следующим образом - каждую миллисекунду спутник излучает сигнал содержащий:
1. “псевдослучайный код” (PRN - pseudo-random code). Он служит для идентификации передающего спутника. Все они пронумерованы от 1 до 32 и этот номер показывается на экране GPS-приемника во время его работы. Количество PRN-номеров больше, чем число спутников (24), так как это облегчает обслуживание GPS-сети: новый спутник может быть запущен, проверен и введен в эксплуатацию еще до того, как старый выйдет из строя - такому спутнику просто будет присвоен новый номер (от 1 до 32)
2. эфимерис (ephimeris). Его данные, постоянно передаваемые каждым спутником, содержат важную информацию: состояние спутника (рабочее или нерабочее), текущая дата и время.
3. альманах (almanach). Данные альманаха говорят о том, где в течение дня должны находиться все GPS-спутники - каждый из них передает альманах, содержащий параметры своей орбиты, а также всех других спутников системы.
Каждый спутник передает сигнал, означающий упрощенно следующее: “Я - спутник №Х, сейчас мое положение Y, это сообщение было послано во время Z”. Ваш GPS-приемник:
1. получает это сообщение
2. запоминает эфимерис и альманах для дальнейшего использования.
Эта же информация используется для установки или коррекции часов приемника. Все приборы GPS работают в системе Гринвичского времени (всемирное время -UTG), а в инструкции к прибору сказано, как установить поясное время т там же есть таблица, показывающая разницу в часах между Гринвичским временем и вашим местным временем, необходимо только учесть переход на летнее/зимнее время. Для определения местоположения GPS-приемник сравнивает время отправки сигнала со спутника со временем его получения на Земле - эта разница во времени сообщает о расстоянии до конкретного спутника и если добавить к этому информацию о расстоянии, измеренном до нескольких других спутников, то можно триангулировать свое местоположение. Именно эту операцию делает GPS-приемник.
Двумерная фиксация – возможность определить широту и долготу, имея сигналы от минимум трех спутников. GPS-приемник может определить положение в 3-х мерном пространстве - указать широту, долготу и высоту, если спутников четыре или более. Постоянно отслеживая ваше местоположение в течении некоторого времени, приемник также может рассчитать скорость и направление вашего движения (имеется ввиду т.н. “наземная скорость” и “наземный курс”).
Одни из факторов, влияющий на точность GPS - геометрия спутников – то есть как они расположены относительно друг друга и GPS-приемника. Например: приемник “видит” четыре спутника и все они расположены в северном и западном направлениях – в этом случаи спутниковая геометрия скорее плохая, вплоть до того, что приемник вообще не сможет определить местоположение. Все это потому, что все расстояния, измеренные до спутников, будут лежать в одном глобальном направлении и это означает, что:
1. триангуляция будет плохой
2. область пересечения построенных прямых будет довольно большой (т.е. область вероятного положения будет занимать значительное пространство и точно указать координаты невозможно).
Если же эти четыре спутника будут находиться в разных направлениях, то точность значительно возрастет: предположим, что они расположены по сторонам горизонта - на севере, востоке, юге и западе – и в результате геометрия будет очень хорошей (точность может быть до 3-5м).
Геометрия спутников особенно важна при использовании GPS-приемника в автомобиле, среди высоких зданий, в горах или в глубоких ущельях. Если сигналы от некоторых спутников экранированы, значит точность определения местоположения будет зависеть от оставшихся “видимыми” спутников (а от их количества - возможность провести расчеты вообще). Помните, чем большая часть неба заслонена искусственными или естественными предметами, тем более сложно определить положение.
Ошибки могут появляться так же из–за переотражения спутникового сигнала от различных объектов (это когда раздвоенное изображение на экране телевизора появляется). У GPS переотражение возникает при взаимодействии сигнала со зданиями или рельефом местности до того, как он достигнет приемной антенны и такому сигналу требуется больше времени для достижения приемника, чем прямому. Это увеличение времени заставляет приемник считать, что спутник находится на большем расстоянии, чем на самом деле и это увеличивает ошибку при определении положения. Такие переотражения могут добавить около 5м в общую ошибку.
Существуют и другие источники погрешностей:
1. задержка прохождения сигнала из-за различных атмосферных феноменов
2. ошибка хода часов приемника
Но GPS спроектированы так, чтобы максимально компенсировать ошибки и они справляются с этой задачей вполне успешно, хотя - небольшие искажения все же возможны.
Точность GPS на практике.
Обычные гражданские GPS-приемники обеспечивают точность от 10 до 100м (в зависимости от количества видимых спутников и их геометрии), но их точность может быть увеличена до 4м и более (в ряде случаев - до 1м) с помощью так называемого дифференциальной GPS (DGPS). DGPS использует дополнительный, фиксированный в одной точке GPS-приемник для определения коррекции спутниковых сигналов. Более сложные и дорогие приборы (стоящие несколько тысяч долларов), могут обеспечить точность до нескольких сантиметров, используя не одну, а несколько радиочастот. Величина необходимой коррекции сообщается вашему GPS-приемнику. В мире существует несколько бесплатных и платных служб такого рода. Например, Береговая охрана США и Инженерный корпус Армии США передают GPS-коррекции через морские радио-буи и они работают в диапазоне 283,5-325,0кГц и пользоваться ими можно бесплатно. Вашими единственными расходами будет приобретение DGPS-приемника, который подключается к Вашему GPS-навигатору с помощью 3-х проводного кабеля, по которому поправка передается в обычном последовательном виде в формате, называемом RTCM SC-104.
Платные DGPS-службы работают в УКВ-диапазоне или осуществляют вещание через спутники, а значит - понадобится специальный DGPS-приемник для приема поправок и передачи их на GPS-навигатор (цена зависит от требуемой точности).
Многие исследователи и ученые используют в качестве источника точного времени именно GPS - при проведении научных экспериментов становится возможным повсеместно иметь абсолютно точные отметки времени. Важное место занимает GPS в работе спасательных служб:
1. позволяет снизить затраты, связанные с поисковыми работами
2. значительно сократить время проведения спасательных операций
GPS-приемники, которые используют эти службы, обеспечивают точность до 1м и стоят около 3000 $. Невероятно, но существуют модели, обеспечивающие точность до нескольких сантиметров и они еще более дорогие!
Теперь Вы знаете:
1. о принципах построения
2. функционирования системы GPS, и можно вернуться к нашей рыбалке.
О рыбалке
Мы собирались порыбачить на Варецких банках, а потом на Птином отдохнуть и подготовить место для ночевки. Двигаться пришлось достаточно сложным маршрутом. Серега пояснил, что мы обходим камни, а в ответ на мой вопрос “А на что тогда эхолот?” он указал на нижнюю часть дисплея - 36.4км/ч - “Простой рыбопоисковый эхолот “видит” только под лодкой, на нашей скорости может помочь только впередсмотрящий эхолот стоимостью от $1000! Мы теперь гоняем по приборам, потому что тут один раз не торопясь прошли, с эхолотом и навигатором и нашли безопасный путь”. Так же не просто было в Варецких банках (несколько каменных гряд, длинной от нескольких десятков до нескольких сотен метров на расстоянии 5-8км от берега): ориентиров никаких, при хорошей видимости и неидеальном глазомере представление о расстоянии на воде далеко от истинного - кажется, что отошел всего на пару километров, а навигатор показывает 7км. Время, затраченное на движение к берегу, полностью подтверждает показания умного прибора. А если видимость плохая, то на поиск банок без навигатора можно потратить много времени, занимаясь промерами глубин вместо рыбалки. А надо помнить, что рыба в Ладоге не распределяется равномерно по площади озера - она ищет не где глубже, а где лучше (где дно ровное, нет подходящих укрытий и мест стоянки – там не будет хорошего поклевка).
Навигатор так же может подсказать:
1. высоту над уровнем моря
2. точные координаты текущего местоположения в требуемом формате в одной из нескольких десятков систем координат
3. расстояние до уже введенных в его память точек
4. пройденный путь
5. карту или схематичное изображение (в зависимости от модели) окружающей местности, на которой будут показаны близлежащие точки, текущий маршрут и пройденный путь
6. в движении покажет направление на следующую точку маршрута
7. текущую, среднюю, максимальную скорость движения
8. точное время
9. расчетное время прибытия в пункт назначения
10. время восхода и захода солнца (некоторые модели показывают еще и фазы луны)
11. есть возможность сохранить в памяти навигатора отдельные точки и целые маршруты, и потом повторить пройденный путь в любом направлении
При описании возможностей навигатора будем использовать следующие термины:
1. Точка - это координаты пункта на местности, которые записаны и сохранены в памяти навигатора GPS (место, куда в последствии может потребоваться вернуться). Это может быть условным пунктом на трассе или особым географическим пунктом (например, лагерь, стоянка автомобиля, островок и т.п.). В памяти навигатора можно сохранить от 100 до нескольких тысяч точек (в зависимости от модели)
2. Маршрут - последовательность точек, заданная в порядке прохождения
3. Путь - последовательность промежуточных точек, автоматически записываемых навигатором во время движения (точки отображаются на экранной карте навигатора, так что всегда можно видеть, где же вы находитесь)
Для демонстрации возможностей современные технологии нам необходим компьютер, желательно имеющий подключение к сети Internet - в этой сети находится огромное количество полезной информации, среди которой есть:
1. конференции пользователей навигаторов различных марок (здесь можно обсудить интересующие вас вопросы по проблемам спутниковой навигации)
2. web-сайты фирм-производителей оборудования GPS.
У навигаторов фирмы Garmin - сложный аппаратно-программный комплекс. С аппаратной частью пользователь ничего нового сделать не сможете (разве что подключить дополнительную антенну в некоторых моделях), но от программы, заложенной в приемник GPS, зависит очень многое. Несколько раз в году производитель навигаторов:
1. совершенствует программное обеспечение (ПО)
2. добавляет новые возможности
3. корректирует ошибки, обнаруженные в предыдущих версиях
Последнюю версию ПО для навигаторов фирмы Garmin можно бесплатно скачать по сети Internet с web-сайта, находящегося по адресу http://www.garmin.com, затратив на это 5-10 минут. После получения файла:
1. нужно загрузить эти данные в навигатор - для обмена информацией с другими устройствами на приемнике GPS имеется разъем (на eTrex он на тыльной стороне, закрыт резиновой заглушкой). Часто этот разъем бывает нестандартный - кабель с таким разъемом необходимо приобретать у дилеров оборудования GPS, стоимость кабеля $10-$40 (если есть навыках работы с паяльником и мелким слесарным инструментом, то можно за пару часов изготовить кабель, не отличающийся особой красотой, но успешно выполняющий свои функции). Будем считать, что с кабелем Вы справились
2. запускаем файл с обновлением, и уже через несколько минут прибор обзаводиться самыми современными возможностями
Я приобрел навигатор с версией ПО v2.05, скачал v.2.10 и получил следующие отличия от приобретенного ранее прибора:
Во–первых появилась новая страница в меню навигатора - ADVANCED SKYVIEW, даже только ради этой странички будет иметь смысл заменить версию. Все современные навигаторы имеют 12-ти канальный приемник - могут одновременно обрабатывать сигналы с 12-ти спутников, выбирая 4 лучших (с точки зрения силы сигнала и взаимного расположения). Страницу ADVANCED SKYVIEW eTrex унаследовал от более дорогих моделей. На этой страницы показаны (схематично):
1. азимуты на 12 спутников, информация о которых взята из последнего альманаха, переданного спутником GPS
2. сила сигнала по каждому из 12-ти сателлитов
В условиях, не очень подходящих для приема сигнала (лес, ущелье, город и т.д.), становится намного нагляднее, как сориентировать навигатор, чтобы добиться лучшего сигнала.
Во–вторых - возможность скрыть/показать точки на схеме (одни из недостатков миниатюрных приемников GPS - то, что на схеме с несколькими точками, расположенными поблизости, прямоугольники с названиями точек накладываются друг на друга, затрудняя их прочтение). Теперь ненужные в данный момент точки можно скрыть!
В–третьих - можно спроектировать нужную точку от уже существующей, указав лишь направление (азимут) и дистанцию.
Кроме того – в обновленную модель добавлены несколько новых масштабов изображения на схеме; появилась возможность корректно изменить магнитное склонение и наконец то исправлены несколько ошибок в измерении и отображении значения высоты над уровнем моря.
Помните, что при обновлении версии программного обеспечения Вы меняете только программу, а все ваши точки, маршруты и трассы останутся в целости и сохранности!
Новый кабель пригодится Вам:
1. для следующих обновлений программы
2. для построения своей навигационной базы
Все прикладные данные (точки, трассы, маршруты) можно с помощью этого кабеля сохранить на жестком диске персонального компьютера, загрузить по мере необходимости новые. И это очень удобно, когда надо обменяться точками с коллегой:
1. можно ручкой на листе бумаги переписать координаты точек
2. можно загрузить в свой навигатор файл своего приятеля и пройти след в след по его маршрутам.
А если сделать специальный кабель, то можно вообще перенести данные прямо из одного навигатора в другой.
Повезло обладателям дорогих моделей навигаторов, ведь на экране их приборов можно увидеть не схематические картинки, а настоящую карту. Но и обладателям простых портативных моделей приемников GPS доступны эти приятные мелочи - есть специальные компьютерные программы (например Ozi Explorer), которые:
1. позволяют на экране персонального компьютера увидеть на карте свои точки и маршруты
2. можно прямо на карте в компьютере, щелкнув мышкой, поставить нужные точки, спроектировать маршруты, а затем перенести их в навигатор
Для таких программ необходимы специально подготовленные карты, а компакт-диск с такими картами стоит от нескольких десятков до нескольких сотен долларов. Если в Вашем кармане нет лишних $, то можно найти достаточно точные бумажные карты подходящего масштаба (от 2-х км до 500м в 1см), и лучше всего, если это будут лоции или военные карты - они точнее. Далее с помощью сканера, подключенного к компьютеру, изображение нужного Вам участка местности переносится в файл. А если на этих картах еще и нанесена градусная сетка, то можно сделать из простой карты электронную - путем пересчета координат из системы Пулково-1942 в WGS-84.
Системы координат (datums) бывают геоцентрические и топоцентрические.
Геоцентрические - размеры эллипсоида, ориентация и положение его центра выбираются в этой системе координат следующим образом:
- объем эллипсоида предполагается равным объему геоида
- большая полуось эллипсоида лежит в плоскости экватора геоида
- малая полуось направлена по оси вращения Земли
- среднеквадратичное отклонение поверхности эллипсоида от поверхности геоида минимально по всей территории земного шара. На эллипсоидах WGS72, GRS80 и SGS85 – системы WGS72, WGS84, и российская SGS85. В системе NAVSTAR используется WGS84, а в российской системе GLONASS (система, аналогичная NAVSTAR, с более высокой точностью, но менее надежным и более дорогостоящим оборудованием, пока не получила широкого распостранения) - SGS85.
Топоцентрическая (национальная) система координат появляется следующим образом: берется некоторый эллипсоид, располагается таким образом, чтобы для заданной территории среднеквадратичное отклонение поверхности эллипсоида от поверхности геоида было минимальным. При этом отклонение на другой стороне Земли может быть сколь угодно велико.
В России используются несколько геодезических систем координат:
- Пулково 1942г. Она базируется на эллипсоиде Красовского.
- Пулково 1963г. - используется военными и ее параметры преобразования засекречены
- Пулково 1991г.
В навигаторе можно установить любую из нескольких десятков национальных систем координат, в основном пользуются выбранной по умолчанию WGS84. Помните, что при обмене данными с коллегой у Вас должны быть установлены одинаковые системы координат!
В случае, если на карту нанесена только километровая сетка, то необходимо будет проехаться по этой местности с навигатором и снять минимум 4 точки, желательно равноудаленных друг от друга. Точки подойдут такие, которые Вы легко сможете опознать на карте - перекрестки дорог, мосты, мысы, островки и т.д. Чем больше будет снято таких важных точек, тем точнее будет электронная карта, ведь каждая снятая точка имеет какую-то погрешность в измерениях. Погрешности будут взаимно скомпенсированы при достаточно большом количестве точек привязки (12-15), а значит суммарная погрешность будет близка к нулю. После того, как Вы поставите на карте эти точки, указываете координаты - программа сама рассчитывает координатную сетку для вашей карты – и Ваша сетка становиться электронной. Теперь Вы можете:
- проложить маршрут на перспективную банку, далекий остров
- посмотреть по карте, где Вы были в прошлой поездке.
В случае, если у Вас миниатюрный Palm Pilot (компьютер величиной с записную книжку), то Вы можете в движении наблюдать на экране свое перемещение на карте.
Несколько рекомендаций по использованию навигатора
GPS может отлично помочь в лесном походе, но недорогие карманные модели типа Garmin eTrex или Magellan Pioneer (известный под названием Magellan 300) не стоит переоценивать! Навигатор может потерять сигнал спутников в высоком и густом лесу, ему вредна влага от дождя или снега на кронах деревьев. Одним словом - менее точный и не такой современный, но почти не зависящий от окружающей обстановки компас будет Вам отнюдь не лишним. Главное, что от него требуется – вывести Вас на удобную для навигации площадку – хорошую возвышенность. Но мы ведь говорим о рыбалке, где на открытой воде создаются самые благоприятные условия для приема сигнала со спутников! Хочу заранее предупредить, дабы Вы не совершили моей ошибки – ни когда не ставьте точку рядом со стоянкой машины! История моя более чем поучительная: погуляв пару часов, я решил воспользоваться навигатором GPS. Включил, спутники “пойманы” через 20 секунд, правда, не очень хорошая точность на дисплее – 80 метров вероятная погрешность, но с 80-ти метров я уж как-нибудь машину разгляжу. Задал направление к точке с кодовым названием “CAR” и не двинулся в направлении, на которое указывала стрелка. Через 30 метров стрелка резко повернула на 90 градусов, как будто я только что прошел рядом с машиной. Доверяя умному прибору, я не задумываясь повернул в эту сторону. Странные это были зигзаги! Разозлившись, я направился в сторону машины, прикинув ее вероятное положение по солнцу. Через некоторое время стрелка навигатора повернулась почти в ту же сторону, куда я двигался, и навигатор довел меня до машины. Тогда я подумал, что, возможно, GPS слишком сложная штука или это был сбой. Позже я нашел причину странного поведения навигатора: для определения скорости и направления необходимо движение! Не стоит думать, что GPS – сложный компас (за исключением новой модели Garmin eTrex Summit, которая стоит не менее $400). Недорогие модели могут показать только координаты текущего местоположения и рассчитать расстояние до других точек.
Каким образом навигатор измеряет скорость? Да по простой школьной схеме - известны координаты точки начала движения, известны координаты текущего местоположения, известно время, за которое произошло это перемещение. Это происходит каждую секунду (если навигатор стоит в режиме энергосбережения, то 1 раз в 5-10 секунд). Аналогично вычисляется и направление движения. А еще надо учитывать текущую погрешность измерения (или точность). Можно получить совершенно непредсказуемый результат - при перемещении на расстояния, по величине сопоставимые с точностью измерений координат в данный момент. Я, двигаясь медленно между деревьями, сам сбил GPS с толку и все - круг замкнулся.
Выход из данной ситуации - прямолинейное движение в произвольном направлении с достаточной скоростью. Пройдя несколько десятков метров пути, навигатор уверенно поведет вас к цели. Достаточная скорость - примерно 3-3.5км/ч.
Помните, что небезопасно ходить с навигатором в руках по разным стратегическим объектам (мостам, вокзалам, аэродромам, военным частям и правительственным трассам) - дело в том, что приемники GPS до мая 2000г балансировали на грани допустимого (в смысле законности их эксплуатации в России). Все оборудование, позволяющее получить координаты точнее 100м, относится к категории ДСП (для служебного пользования), все оборудование, дающее погрешность лучше 30м, равно как и сведения о координатах объектов с такой точностью, относится к сведениям, попадающим под гриф “секретно”. Поэтому в фирмах, торгующих оборудованием GPS на вопрос о точности приборов Вам ответят “100-150м” – это соответствует ТТХ, декларированным фирмами-изготовителями.
Что же произошло в мае 2000г? По сообщению газеты “КоммерсантЪ” “..в ночь с 1 на 2 мая 2000 года США отменили “режим селективного доступа” (Основное назначение режима “селективного доступа” - не дать военному противнику или террористическим организациям использовать максимальную точность GPS) в сигналах GPS для гражданских пользователей, искусственно ограничивавших точность определения координат обычными (не военными) GPS приемниками примерно до 50-100м”. Для того, чтобы его получить разрешение на более точный навигатор, необходимо:
1. обратиться в Госгеонадзор с заявлением, в котором обосновывается, для каких целей Вам необходим приемник GPS
2. Госгеонадзор выдает согласование, с которым вы идете в Госсвязьнадзор и здесь Вам выдают разрешение на приобретение прибора (конкретной марки)
3. с этим разрешением вы идете в фирму, имеющую лицензию на продажу определенных моделей приемников GPS, и приобретаете навигатор
4. с навигатором Вы опять идете в Госсвязьнадзор, где выдают разрешение на эксплуатацию.
Помните, что для всех действий необходимо иметь при себе общегражданский паспорт России.
Если уже приобретен навигатор и без получения разрешения?
Первый вариант - обратиться за консультацией в Госсвязьнадзор. Вариант номер два – просто спрятать свой приемник в неброский чехол наподобие мобильного телефона и не залезать на военные объекты!
Итак - краткие итоги о применении навигатора GPS на рыбалке:
1. всегда известно текущее местоположение
2. можно сохранить в памяти координаты текущего местоположения и затем в любое время вернуться в эту точку, то есть - всегда можно найти нужную банку или яму, прикормить место ловли и безо всяких буйков найти его. А любителям зимней ловли не надо будет пользоваться ледобуром и глубомером, чтобы найти нужную яму
3. известно направление к интересующей точке и расстояние до нее
4. известна скорость движения (текущая, средняя и максимальная)
5. известно расстояние и расчетное время до интересующих точек
6. известен пройденный путь (пройденный маршрут можно сохранить в памяти и потом пройти его след в след в прямом или обратном направлении). Это важно при движении в опасных для судоходства местах!
Одним словом – для рыбалки навигатор необходим! Один раз потратишь сумму, примерно равную цене за среднее удилище для спиннинга, а потом (без всякой абонентной платы, что тоже немаловажно), сбережешь нервы и временя, которое лучше всего посвятить своему любимому занятию - рыбалке!